Как не поранить малыша обучением в школе?

d0dbdb1b

школьник

Увидеть, что малыш слабо приспосабливается к школе, несложно: он начинает печалиться, болеть, слабо дремать, по утрам отказывается подниматься. Труднее осознать, что как раз пошло не так и как это поправить. Мы говорили с специалистами по психологии о вероятных сложностях первоклассников и о том, как не отколоть у малыша стремление обучаться.

Порядок дня

Далеко далеко не всегда малыш в первый раз оказывается в собственной школе в статусе первоклассника. Очень много где есть «нулевки» — необходимые предварительные занятия. Выпускник «нулевки» намного безмятежнее относится к попаданию в первый класс. Но в случае если опыта посещения предварительных занятий у малыша нет (и особенно если он не шел в сад), прежде всего ему будет трудно акклиматизироваться со свежим режимом дня.

Само собой разумеется, есть дети, которые без проблем перестраиваются. Но в случае если ваш малыш не из их числа, если он чувствительный и серьезный, он будет беспокоиться из-за наступающих смен, продолжительно не засыпать либо дремать неспокойно. И тогда ему в особенности сложно будет подниматься по утрам. «Таким детям принципиально сделать полезную возможность, поддерживать их, утешить, поделить их волнения и ужасы, а не стараться от них отмахнуться», — говорит Елена Млодик, детский специалист по психологии, создатель книжек по детской психотерапии, глава Межрегиональной организации психологов-практиков «Просто вместе».

Помимо этого, принципиально организовать верный ритм — успевать дремать не позднее 10-ти вечера, а лучше в 9. Вероятно, для этого надо будет пересоздать домохозяйку жизнь всем взрослым — разумеется, не укладываться дремать, а себя вести бесшумно. Днем малыша принципиально поднимать не в заключительный момент, а незначительно загодя, чтобы не было обольщения орать и погонять его. Неплохо бы при этом опять таки разграничивать ощущения малыша: «Я осознаю, тебе так сложно пробуждаться, а пора подниматься, дорогой мой, настал ваш свежий день».

Наладку ритма жизни первоклассника лучше никому не перепоручать. «Особенно слабо с данным управляются бабули и няни, поскольку они предрасположены делать за малыша больше, чем необходимо, — говорит Елена Бурмистрова, детский и семейный психолог. — К примеру, важно принципиально, чтобы малыш обучался создавать кошелек сам. Несамостоятельность, поощряемая дома, значительно мешает в школе».

Помочь малышу стать самостоятельнее может наставник — свежий вес в его жизни, более изрядный, чем мать либо отец. Если наставник говорит, что уроки нужно делать самому (а он как правило это говорит), то малыш прислушается.

Требования и границы

Школа — это свежие требования игры. В особенности трудно их взять детям, которые не шли в сад, нечасто контактировали со ровесниками и были «царями» дома. «Такие дети могут носиться по классу, а если их все же выкинуть за парту, то елозить и томиться. Цель преподаватели — устанавливать им границы, делая это почтительно, влиятельно и жестко. Цель опекунов — повстречаться с неприятностью собственного безначалия и наставшими результатами и также обучиться устанавливать границы, жестко осознавая, для чего они, и ни в коем случае не проходя на вопль и угрозы», — говорит Елена Млодик.

Взять меры, осознав, что в школе обычная модель действия не действует, может и сам малыш. «Вариантов реакции несколько, — говорит Елена Бурмистрова. — Он может дать понять, что к чему, и равномерно приспособиться к обстановки. Будет клоуном, так именуемым антилидером, притягивая к себе внимание ненормальными методами. Или стараться стать гиперфункционалом, пятерочником, ассистентом учителя». Впрочем, в последнем случае малышу не избежать неприятностей с одноклассниками: «любимчиков» не принимают и всякими способами стараются установить на место.

Детский коллектив

Если у малыша недостаточно опыта в разговоре с иными детьми, он будет чувствовать стресс от того, что не знает, как дружить, как вести себя в коллективе. Чтобы помочь ему с этим управиться,опекуны сами должны думать дружбу между детьми необходимым опытом и существенной потребностью, убеждена Елена Млодик. «Часто опекунов подростков интригуют лишь планки, — говорит она. — Им представляется, что школа дана для того, чтобы обучаться и приобретать оценки. А школа — это еще 11 лет жизни, 11 лет детства. Ужасные отношения с одноклассниками будут воздействовать на качество обучения малыша и вообще на его положение. Каким бы организованным затем он ни был, слабые социальные способности не позволят ему стать на самом деле успешным».

Ясно, что мгновенно обучить малыша дружить нельзя. С ним необходимо общаться, обсуждать его неприятности, смотреть за тем, как он разговаривает с иными детьми, и комментировать, как лучше поступить, что сообщить в той либо другой обстановки. Для этого больше подходит мать, поскольку бабка, скорее всего, пожалеет, а тут требуется разумный взрослый комментарий к действию малыша. «Можно организовать опыт в живую — пойти с малышом на площадку либо некоторое детское событие, — говорит Елена Бурмистрова. — Как правило человек проводит себя приблизительно одинаково во всех картинах, и разъяснение тому, отчего окружающие дети враждебны, вероятнее всего, найдется».

Помимо этого, бывает, что малыш социализирован и может разговаривать, а просто не в состоянии отыскать приятеля в классе. Тогда необходимо в обязательном порядке находить зону удачливости за пределами школы — во дворе, среди детишек приятелей, в секциях и кружках.

Новая ситуация

Замена ситуации — еще один вероятный момент дезадаптации. Все представляется чересчур огромным, вокруг громко, у преподаватели оглушительный голос — школа может запугивать, но в случае если малыш поведает про это, то ему будет легче. Вопрос, как пробудить его на диалог. Если просто интересоваться, как дела, высок шанс получить длинный ответ «все нормально». Поэтомулучше запускать у малыша соединяющею логику — излагать собственные школьные истории и смотреть на реакцию.

Еще 1 отличный метод осознать, как дела в школе, — в школу сыграть. «Возьмите кукол либо прилепите человечков из пластилина и предложите: давай ты станешь преподавателем, а я воспитанником, — рекомендует Елена Бурмистрова. — И по тому, как малыш себя проводит, можно делать выводы и задавать не менее точные вопросы».

В обязательном порядке необходимо узнавать, что делается в школе, если у малыша возникли невротические симптомы (он регулярно кусает ногти либо вертит волосы), если он начал болеть, слабо засыпает и довольно часто чем-нибудь расстроен.

Оценки

Все дети различные. А опекуны так обожают ассоциировать. И в том числе собственных детишек с иными — и довольно часто, пока, не в пользу первых. «Если вы будете стараться «подогнать» вашего малыша под условия школьной системы либо под ваши ожидания, то можете и не увидеть, что попытки вам попасть будут ему очень дорого стоить, — говорит Елена Млодик. — Малыш, в особенности если он гиперчувствителен, в обязательном порядке ухватит вашу тревогу за его будущее, в многокрасочность которого вы непонятно почему не верите. Предопределенный этим ужас разочаровать вас доведет его к лишнему усердию, на которое будет уходить масса усилий. В конечном итоге малыш начнет еще более заблуждаться, увеличивая вашу и собственную тревогу. И в случае если вы своевременно ее не «отзовете», сменив верой в него и его возможности, дело может кончиться болезнью».

Делать ошибки — это школьное требование, и опекуны должны это осознавать и передавать детям. Тем не менее в 1-м классе, где самый трудный объект — послание, изучение которому нельзя без погрешностей. При этом материнский перфекционизм — возможно имеющаяся вещь, в особенности когда дело касается лучших школ. «Если при поступлении был конкурс, из класса % у пятнадцати естественные возможности, а других просто обучили, — говорит Елена Бурмистрова. — Им сложно в данной среде. И в случае если нет задачи выкормить удачного невротика, то необходимо помягче относиться к бедам и соизволить собственные ожидания со возможностями ребенка».

Принципиально осознавать: в школу идут не за итогом, а за ходом. Итог будет так или иначе: платформу первого класса невозможно представить трудной. И в случае если сохранять в малыше не столько желание к анализам и итогам, сколько знание и стремление обучаться, то подготовка будет для него наслаждением. «Идеальные тетрадки детей-перфекционистов и пятерки в них лишь остаются в домашнем архиве, знаменуя собой ужас перед обучением, работой, экзаменами, своими оплошностями. Ужас, который может затем очутиться осложнением на пути будущего развития», — дополняет Елена Млодик.

А регулярная критика может лишить фрагментов сил и мотивации делать что-нибудь еще. Тем не менее, мотивации могут лишить и прочие вещи. К примеру, неимение справедливой хвалы. Малыша можно и необходимо восхвалять, если он на самом деле пытался, независимо от того, как хорош итог. «Вы замечаете, что малыш в настоящее время может обучаться вот так. Трости в тетради у него не отлично гладкие, думает он медлительно, прочтение не автоматизировано. А это плод его труда. И в случае если он не расценивается опекунами позитивно, мотивация может угасать», — говорит Елена Бурмистрова.

Потому принципиально любой итог стараний малыша преобразовать в его результат. Вот крепкая материнская позиция: мы обожаем тебя подобным, какой ты есть, основное — не оценки, а усердие.

Огромная работа

Довольно часто малыш проходит не только лишь в первый класс, а еще в «музыкалку», «художку» и на британский язык. Либо в «музыкалку», водоем еще пару спортивных секций. С такой перегрузкой могут управиться лишь крепкие, стремительные, прекрасно приготовленные дети. Для многих же это опасно кризисом сил и опять таки утратой стремления обучаться.

Одно из главных требований, которому, пока, нечасто следуют: помимо школы, ничем малыша в начале сентября не грузить. Момент адаптации занимает от 4 до 6 месяцев, и его необходимо пройти, ни на что не отклоняясь. А поступать в музыкальную школу вообще советуется или в течение года до школы, или со 2-го класса.

«Если вы замечаете, что малыш «не тянет», необходимо от чего-то отказываться, не делая из данного катастрофы, — говорит Елена Бурмистрова. — Сообщить ему, что мы делаем остановку и возвратимся сюда на 2015 год. А часто опекуны на это далеко не идут, воспринимая такое решение как свое поражение. Впрочем необходимо лишь подсчитать, сколько у него остается времени на секции и кружки, в зависимости от того, что еще может быть днем, помимо занятий».

Вот без чего невозможно справиться: 40–50 секунд «покоя» после уроков. Обед — непонятно почему довольно часто время на него не рассматривается. Час прогулки и более 40 секунд свободной игры утром, а лучше 2 дня прогулки и два дня игры. В 8 вечера — старт операции подготовки ко сновидению. 1 день в месяц, к примеру среду, предпочтительно не занимать ничем, помимо школы. Если это учесть, в месяц можно записать одну, минимум 2 секции. И то предпочтительно, чтобы они были рядом с жилищем либо школой, потому что автодорога отбирает приблизительно столько же сил, сколько сами занятия. Принципиально помнить, что школа — это далеко не спринт, а бег.

Ульяна КРЫЛОВА

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.